Выставка «Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола»
С 29 ноября по 11 февраля в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре пройдет первая в России персональная выставка русско-американского художника, пионера соц-арта Александра Косолапова (1943 г.) — «Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола».
Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества художника. Куратором проекта выступил американский арт-критик и поэт — Картер Рэтклиф.
В основу архитектурной концепции, разработанной Сергеем Ситаром, легло кураторское исследование творческой биографии Александра Косолапова, в которой Рэтклиф анализирует основные произведения в хронологической последовательности и тематически разделяет их по главам. Тринадцать залов выставки «Ленин и Кока-кола» в ММОМА соответствуют выделенным куратором эпизодам, образуя поэтапный рассказ.
По замыслу Ситара, посетителя нужно подготовить к просмотру выставки. Во входной группе экспозиции ему предлагается своеобразный ключ к пониманию центральной идеи Александра Косолапова — выявление эквивалентности идеологий социализма и капитализма, взаимоисключающих друг друга в теории. Перемежающиеся силуэты профиля Ильича и бутылки Кока-колы визуализируют название проекта и подводят к цепочке сопоставлений и противопоставлений «своего» и «другого», советского и западного, гламурного и сакрального.
Отправная точка в экспозиции — зал-раздел с работами московского периода. Представленные здесь объекты: деревянные щеколда или, например, мясорубка — скорее, дань наглядному художественному языку поп-арта, первые эксперименты в построении бинарных систем, поиск связи между «объектом», «словом» и «формой». Но с переходом от экспоната к экспонату видна трансформация мысли художника, который все чаще рвется к политическим темам.
В период хрущевской оттепели и брежневского застоя платформа неофициального искусства давала возможность развиваться нетрадиционным формам и приемам и даже непринятым сюжетам, но все это могло существовать только в камерном заточении. Косолапов понимал, что в этих условиях соц-арт с его ироничным подстегиванием государства никогда не станет в СССР открытым искусством.
Позиция власти была очевидно высказана разгромом «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду отведен второй зал, внутри которого специально для выставки в ММОМА воссоздана инсталляция «Бульдозер-шоу». Зал символизирует собой переломный момент как в самом экспозиционном повествовании, так и в творчестве Александра Косолапова, за которым следует прощание с одной культурной, социальной, экономической, политической средой и приветствие другой — американской.
Последующие одиннадцать разделов можно охарактеризовать как период политического соц-арта в эмиграции. Обращаясь к разным художественным языкам и приемам (поп-арт, реди-мейд, соцреализм), сближая противоположные иконографические символы двух полярных систем, Александр Косолапов обыгрывает ключевую теорию в своем творчестве — идентичность советского строя и капиталистического империализма.
Соц-арт Косолапова не оставляет равнодушным, он вызывает самые разные реакции. Сближая дальних, Александр Косолапов ставит под вопрос несостоятельность идеологий и подрывает их монополию на исключительность. Художник стремится пробудить своего зрителя и напомнить ему о том, что подлинным является только то, что он, зритель, сам чувствует и знает.
По материалам сайта kudamoscow.ru